13 | 12 | 2017
 

Когда и как произошла замена субботы воскресеньем?

 

 

 

 

 

 

 

 

Христос, апостолы и Первоапостольская церковь продолжали верно хранить субботу, седьмой день недели. Но как случилось, что большинство христиан сегодня соблюдают первый день недели а не седьмой, воскресение а не субботу? Чьей властью была сделана эта замена?

Во Втором Послании к Фессалоникийцам мы встречаем пророчество, исполнение которого началось в ранней Церкви вскоре после служения апостола Павла. Многие христиане думали, что пришествие Христа должно осуществиться еще при их жизни. В ответ на это Павел писал:

Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею… И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего – того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду. (2 Фес. 2:3,4,8-12)

С тех пор, как Павел написал это предостережение, прошло около 2000 лет. Предсказанное им отступление давно уже пришло в свою силу. Проявления его в Церкви многочисленны и многообразны. И мы рассматривая сейчас лишь одну его сторону – замену дня богослужения – обратимся к истории, чтобы видеть, как это происходило.

Сэмюэль Баккиоки провел пять лет в Папском Григорианском Университете в Риме, изучая самые древние из доступных по теме нашего исследования документов. В своей книге «От субботы к воскресению» он отмечает, что переход от субботы к соблюдению первого дня недели произошел не в Иерусалиме или среди христиан Иудеи, но по всей вероятности начало этому следует искать в церкви Рима. Он пишет:

Исследуя возможность того, что воскресение начало соблюдаться среди коренных евреев-христиан, приходим к заключению, что среди них напрасно будет искать хотя бы какие-нибудь следы начала этому из-за их преимущественной верности еврейским религиозным традициям, в числе которых – соблюдение субботы. Поэтому мы направим наше исследование о происхождении воскресения на круги христиан, обращенных из язычников. Можно предположить, что они, будучи не связаны прежде с иудаизмом и находясь в то время в конфликте с иудеями, с большей вероятностью могли подменить еврейские праздники, такие, как суббота и пасха, новыми временами и значением.

Принятие новых религиозных праздничных дней и их усвоение христианским миром, вероятно, могло бы совершиться в церкви, где рано произошел разрыв с иудаизмом, и посредством такой духовной власти, которая имела бы широкое признание. Церковь столицы (Римской) империи, чья власть во втором столетии уже была сильной и далеко ощутимой, может быть наиболее вероятным местом, откуда пошел обычай соблюдать первый день недели. Чтобы проверить достоверность этой гипотезы, мы сейчас кратко предпримем исследование самой этой примечательной религии, а также общественных и политических условий, которые преобладали как в городе, так и в Римской церкви.

Баккиоки делает следующие замечания в доказательство достоверности своей гипотезы:

Во-первых, он отмечает, что в Римской церкви преобладали неевреи, которые пришли в христианство преимущественно из язычества. Часто при этом возникали конфликты между христианами из евреев и их более многочисленными собратьями из язычников по таким вопросам, как закон, необходимость обрезания, соблюдение праздников и еврейские ограничения в пище. Споры по этим и другим вопросам по всей вероятности и послужили причиной для раннего разделения между обращенными к вере из язычников и евреями-христианами церкви Рима.

Во-вторых, события в Римской империи, обернувшиеся сначала против евреев, а впоследствии – против христиан, привели к раннему отчуждению между евреями и христианами. В49 г. н. э. император Клавдий изгнал евреев из Рима. Позже, в64 г. н. э. Нерон преследовал христиан и обвинил их в пожаре, который уничтожил Рим. Тем временем казалось, что евреи вновь обрели благосклонность императора. Этот факт послужил для христиан из язычников поводом, чтобы удаляться от их религиозной практики, которая первоначально была сформирована на основании иудаизма.

Баккиоки обращает внимание на то, что Римская церковь сделала субботу днем поста. Это коренным образом повлияло на ее соблюдение. Чего-то подобного тому, чтобы поститься в еженедельную субботу, в практике евреев никогда не было. Посредством настойчивого требования Римской церкви сделать субботу днем поста осуществлялось две цели: 1) это делало соблюдение субботы менее привлекательным; 2) таким образом достигалась большая разница в том, как суббота соблюдалась на Западе и как она соблюдалась на Востоке среди христиан из язычников и евреев-христиан.

В-третьих, после смерти Нерона евреи еще раз стали объектом гнева Рима. При Веспасиане (69-79 гг. н. э.) были упразднены синедрион и институт первосвященства, иерусалимский храм был разрушен, а богослужение на его месте запрещено. Позже Адриан (117-138 гг. н. э.) поставил вне закона практику еврейской религии и соблюдения субботы. К тому  же евреи были вынуждены платить особый налог, от уплаты которого все другие народы, населявшие империю, были свободны. Эта дискриминационная практика привела к антисемитизму, что сделало непопулярным все, связанное с евреями. Согласно Баккиоки, эти действия римских правителей сопровождались антиеврейской литературой, которая высмеивала и представляла в ложном свете их самих, их происхождение и их религиозные обычаи, в особенности субботу.

Баккиоки делает вывод, что все эти дискриминационные меры породили сильный антисемитизм внутри церкви Рима. Этот антисемитизм послужил для Христианской церкви импульсом к тому, чтобы совершить замену субботы новым днем отдыха и богослужения – первым днем недели, вначале на Западе, а позже и на Востоке.

Различные источники подтверждают нашу точку зрения, что воскресение, как день отдыха и богослужения, начало заменять субботу только во втором-третьем веке. Это случилось не в знак признания того, что воскресение Христа произошло в первый день недели, как многими принято считать. Но это было сделано ради того, чтобы отмежевать Христианскую церковь от ее еврейских корней и практики.

Отцы Христианской церкви второго столетия (в особенности, Игнатий, Варнава и Иустин Мученик) писали против соблюдения субботы. Писания этих людей охватывают период времени где-то от 98 до160 г. н. э. Они выдвинули немало различных аргументов против соблюдения субботы, в большой степени отражая при этом свой сильный антисемитизм. Раннее существование этих аргументов дает ненамеренное, но ясное свидетельство, что суббота соблюдалась в Христианской церкви на протяжении второго столетия.

Обратим внимание на следующую цитату:

Из свидетельства Иосифа Флавия следует, что евреи, как нация, продолжали соблюдать субботу, седьмой день недели, до их ниспровержения, когда Иерусалим был захвачен Титом в 70 г. н. э. Будучи рассеяны по всему лицу земли, как колониями, так и поодиночке, евреи сохранили знание истинной субботы и точный день до настоящего времени. Они являются живым свидетельством для пользы каждого, кто желает знать правду по этому вопросу.

Согласно церковной истории, ранней Церковью соблюдалась суббота, седьмой день недели, и никакой другой день не соблюдался так, как суббота, на протяжении первых двух или трех столетий. …Однако постепенно занял видное положение первый день недели, как добавочный день, и, наконец, гражданской и церковной властью была узаконена обязательность его соблюдения. Первым законодательным актом по этому вопросу был знаменитый закон Константина, вступивший в силу в 321 г. н. э. Постановления различных соборов на протяжении четвертого и пятого веков подтвердили соблюдение первого дня недели церковной властью, и в последовавшем за тем большом отступлении «день-соперник» добился превосходства. Однако на протяжении последующих столетий всегда были свидетели об истинной субботе, хотя и сильно преследуемые. И таким образом знание истинной субботы в различных местах сохранилось.

Константин, император Рима, принял христианство. Чтобы сплотить людей и упрочить свое господство над ними он попытался объединить их в своей вновь принятой религии. Он придал христианское значение языческим дням и праздникам, как способ христианизации языческого Рима, что иллюстрируют следующие слова:

Константин является учредителем, по крайней мере тем, кто сыграл в этом ведущую роль, гражданского соблюдения первого дня недели, благодаря чему религиозное соблюдение его в Церкви смогло стать всеобщим и должным образом защищенным.

Первый закон о воскресении, изданный императором Константином в321 г. н. э., звучит следующим образом:

В священный День Солнца все судьи и обитатели городов должны отдыхать, и все мастерские должны быть закрыты. Однако в сельской местности люди, занятые земледелием, могут свободно и законно продолжать свои занятия; ибо часто случается, что другой день не подходит для сева зерна или посадки виноградных лоз; и если упустить подходящий момент для таких дел, то щедрость небес может быть потеряна.

Декрет Константина, принуждающий соблюдать языческий день солнца, был только первым в длинном ряду декретов, обязывающих соблюдать воскресение, первый день недели, вместо субботы.

Шестидесятью шестью годами позже, в 387 г. н. э., в другом римском декрете воскресение названо «днем Господним». Это явилось легальным признанием христианского названия для этого дня. …В 392 г. н. э. уже другим римским декретом запрещены в этот день все зрелища, которые могут отвлекать народ от таинств христианской религии. Законодательство Римской империи о воскресном дне никогда больше не повернуло вспять. …Во времена Юстиниана, в 685 г. н. э., законы Империи по этому вопросу были включены в кодексы, которые содержали закон Римской империи, и из 800 г. н. э., когда был коронован Карл Великий, этот кодекс был в силе и выполнялся по всей Священной Римской империи. …В Средние Века появлялись декреты и правила пап и соборов по поводу соблюдения воскресения, которые, хотя и церковные, но имели государственную силу, потому что приводились в исполнение государственной властью.

Коронация Карла Великого на императора папой в800 г. н. э. была событием огромной важности, которое объединило церковь и государство. Этим самим в Европе создалась сильная власть о двух головах – папа и император. Папа издавал духовные законы, а император приводил их в исполнение. В результате каждый, кто бросал вызов Римской церкви, объявлялся еретиком и изгонялся из общества и семьи, вплоть до того, что даже претерпевал смерть. При поддержке императора декреты церкви наделялись огромной властью:

Ко времени Каролингов (династия королей, которую представлял Карл Великий) в христианской Европе утвердилась идея замещения ветхозаветной субботы воскресением. Многочисленные строгие воскресные правила Карла Великого опирались на ветхозаветную заповедь, предписывающую святить субботний день.

В этом тексте подчеркивается два важных факта: Церковь в Европе была принуждаема чтить воскресение вместо субботы, церковные же декреты при этом пытались сделать воскресение «днем Господним», или «христианской субботой». О том, что произошло в действительности, свидетельствует и официальная позиция Католической и Православных церквей. Примером может служить католический Доктринальный катехизис XIX века:

В о п р о с : Есть ли у вас другие доказательства, что Церковь имеет власть устанавливать праздники?

О т в е т : Если бы она не имела такой власти, то не смогла бы сделать того, в чем все современные религиозные люди согласны с ней – она не смогла бы учредить соблюдение воскресения, первого дня недели, вместо субботы, седьмого дня недели – перемену, для которой нет основания в Писании.

Именно поэтому представитель Церкви адвентистов седьмого дня С. Баккиоки был первым за более чем четыреста лет некатоликом, допущенным для обучения в Папский Григорианский Университет, а его книга «От субботы к воскресению» – первой некатолической книгой, получившей католический imprimatur (одобрение) и напечатанной в папской типографии. В предисловии к этой книге председатель отдела церковной истории Григорианского университета Винсенцо Монахино подчеркивает:

Мы с готовностью принимает тезис, который защищает Баккиоки, относительно места, откуда пошло соблюдение воскресения, что ему оно кажеться наиболее вероятным вовсе не в церкви Иерусалима, хорошо известной своей приверженностью еврейской религиозной традиции, но именно в церкви Рима.

Ключевым принципом последовавшей в XVI веке Реформации было Sola Scriptura (только Библия). Это значит, что христианская вера и практика должны основываться исключительно на Библии. Но, к большому сожалению, Протестантская церковь оказалась не последовательной в своей попытке возвратиться к чистому учению Первоапостольской церкви. Отказываясь от многих вековых наслоений исторической церкви, протестантами тем не менее немалая часть из них была воспринята как должное. В особенности это касается дня богослужения.

Правда сохранились сведения о том, что идея о возврате к библейской субботе обсуждалась. Так, известно о затяжной дискуссии Мартина Лютера с другим известным теологом и на первых порах сотрудником Лютера Карлштадтом по поводу субботы. Карлштадт утверждал, что «все, чему нельзя найти основание в Писании, противоречит Писанию …и мы не вправе принимать решения, основываясь только на мыслях своего сердца», в то время как Лютер, защищая воскресение и ряд других традиций, возникших в католичестве, настаивал на противоположном: «что не против Писания, то не запрещено Писанием»[9]. Но позиция Лютера больше устраивала светскую власть. Покровитель Лютера курфюрст Саксонский повелел Карлштадту не сметь проповедовать и писать в тех вопросах, где он расходился с Лютером.

Подобно Лютеру и в остальных случаях сама мысль о соблюдении субботы была отвергнута лидерами Реформации. Как результат, широкое распространение в протестантских кругах получила попытка найти оправдание практике соблюдения воскресения в самом Писании. Единицам же тех, кто все-таки принимал библейскую субботу, теперь угрожали не только костры католической инквизиции, но опасность осуждения за «ересь» уже и протестантскими судами.

Так, в Англии XVII столетия соблюдение субботы наказывалось поркой рогзами у позорного столба, ссылкой на флот и заточением в тюрьму до тех пор, пока человек не отрекался от своих убеждений (если не отрекался, то заключение было пожизненным). Написанные в защиту соблюдения субботы книги по распоряжению господствующей церкви сжигались. Все это делалось в отношении людей, которые по свидетельству даже их противников отличались большой набожностью и благочестием. Служитель Церкви баптистов седьмого дня Джон Джеймс встретил приговор о своем повешении с последующим за ним четвертованием словами: «Да будет благословен Бог; кого люди осуждают, того Бог оправдывает!» После приведения приговора в исполнение сердце этого мужественного человека было публично сожжено, части его тела повешены на воротах Лондона, а голова выставлена напротив аллеи, ведущей к дому, где собиралась церковь, служителем которой он был. Это был 1661 год.

И это лишь маленькая часть истории, яркий пример того, что происходило и происходит практически на каждом месте, где люди обращаются к чистой неповрежденной правде Божией. В большинстве случаев эта история уже недоступна нам. Подобно тому, как евангельские события практически не нашли своего отражения в современной им античной литуратуре, так и сегодня жизнь истинной Церкви Божией проходит мимо внимания писателей этого мира. Если же порой истина Божия становилась на виду, оказавшись вовлеченной в круговорот политических событий, то ее последователи жестоко уничтожались и сведения об этом либо не афишируются либо известны только в интерпретации противников.

Так, в нашей славянской истории мы практически ничего не знаем о поселениях в южной части Киевской Руси, обитатели которых были поголовно истребляемы князем Владимиром за отказ принимать «православное» крещение. Причиной было вовсе не их приверженность язычеству, но то, что они уже были христианами, но соблюдающими субботу. А последователей в свое время немало нашумевшей на Руси «ереси жидовствующих» (само название говорит о соблюдении ими субботы) согласно решению православного собора 1504-1505 гг. даже «раскаяние в  ереси» не могло спасти от сожжения или ссылки в монастирь[12]. Все книги и документы, написанные «жидовствующими», были сожжены, и об их учении можно что-то отрывочно и неясно судить лишь из того, что о них написано их заклятыми врагами.

Это та ситуация, которую мы имеем на сегодняшний день. Произошла подмена, и большей частью так называемого христианского мира она принята. Но каждый искренний искатель истины должен осознать, что почитание воскресения, первого дня недели, является соблюдением всего лишь воли человеческой (а если еще точнее, воли «князя мира сего» – Еф. 2:2), которая воспротивилась ясным указаниям Слова Божьего – «святить день субботний» (Исх. 20:8; Евр. 4:9).

Однако с субботой, освященной, чтобы служить приобщению человека к святому естеству Бога, своего Творца и Спасителя, и благословенной, чтобы быть вечной (Быт. 2:3), ничего на самом деле не произошло и не может произойти. Не во власти людей разрушить дело Божие. Но от нашего, дорогой читатель, отношения к субботе зависит многое. Если для мира сегодня суббота ничего не значит, то каждый, кто желает быть верным Богу, всегда может стать под ее знамя, чтобы благословения, которые несет с собой соблюдение субботы, пришли и в его жизнь. Для нашей веры важное значение сегодня имеет древнее пророчество из Книги Пророка Даниила:

Зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значит, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей, и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. (Дан. 7:23-25)

Так символическим языком описано то пагубное влияние, какое Римская империя оказала на жизнь Христианской церкви, поспособствовав внедрению многих заблуждений. Заметьте, что эта власть лишь «возмечтает отменить праздничные времена и закон» у святых Всевышнего. Сами же они будут ею угнетаемы. Угнетаемы потому, что останутся верными Закону Божьему и субботе. Но это пророчество имеет также свое завершение:

Затем воссядут судьи, и отнимут у него власть губить и истреблять до конца, царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему. (Дан. 7:26-27)

Время, когда с приходом Иисуса Христа окончательно исполнится это пророчество, близко. Дорогой читатель, дорогой друг, где ты сейчас? Твоя надежда войти в вечный покой Божий зиждется на добром основании, если ты в стане угнетаемых «святых Всевышнего»! Но ты в большой опасности, если твое место сегодня среди принявших перемену «праздничных времен и закона»!

 

Суббота в Библии:

 

Бытие 2:1-3 - Бог устанавливает недельный цикл и выделяет субботу для человечества как памятник творения и как храм во времени. Слово <суббота> (шаббат) в переводе означает <покой>.
Исход 16:23, 25, 26 - Бог вновь начинает приучать Свой народ к забытому людьми субботнему дню.
Исход 20:8-11 - Бог помещает субботу в 10 заповедей, данных для всего человечества.
Иеремия 17:21-27 - Бог призывает к соблюдению четвёртой заповеди.
Исайя 56:1-7 - Бог говорит о том, что Его суббота и Его храм предназначены для всех народов.
Исайя 58:13, 14 - Бог поясняет назначение субботы.
Иезекииль 20:12-24 - суббота как знамение завета забыта избранным народом.
Hеемия 13 - Неемия восстанавливает празднование субботы после возвращения из плена.
Марк 2:27-28 - Христос провозглашает Себя господином субботы (см Иоанн 1:1-3 вместе с Бытие 2:1-3).
Матфей 12:1-13, Иоанн 9 - Христос восстанавливает изначальный смысл субботы, осуждая то, что фарисеи превратили её из отрады в бремя для людей.
Матфей 24:20 - Христос призывает молиться о том, чтобы будущие гонения не нарушили субботний покой верующих.
Лука 23:54 - несмотря на чрезвычайные обстоятельства ученики Христа остались в покое по заповеди.
Колосянам 2:16 - Павел говорит о том, что Новый Завет отменяет церемониальные праздники. Речь идёт не о еженедельной субботе, а о праздниках В
етхого Завета, указывавших на пришествие Христа (в переводе <шаббат> - покой, выходной, праздник).
Евреям 4:9 - Павел пишет о том, что соблюдение субботы остается верующих Нового Завета.
Исайя 66:22, 23 - суббота празднуется всю вечность на Новой Земле.

 

Для более подробного ознакомления с этой темой загрузите книгу Марка Финлии - Почти забытый день (97 Кб)

 

Новости
Читайте христианские новости на мегапортале InVictory.org
Последние новости
Популярные материалы